Выставка живописи Николая Чирятьева «Убежище»

С 23 декабря по 13 марта музей Эрарта представляет выставку живописи Николая Чирятьева. 

  • Выставка живописи Николая Чирятьева «Убежище»
  • Выставка живописи Николая Чирятьева «Убежище»
  • Выставка живописи Николая Чирятьева «Убежище»
Музей современного искусства Эрарта (29 линия Васильевского острова, дом 2)
23 декабря – 13 марта
с 10-00 до 22-00 ежедневно, кроме вторника
500 рублей
www.erarta.com

Показывая зрителю меланхоличные образы пустых улиц, в своей городской серии Николай Чирятьев говорит, прежде всего, о человеке, о его месте в мире, а главное - о состоянии.

Городской пейзаж Чирятьева, подобно лучшим образцам жанра, создавался в подвальной мастерской. На картинах - безошибочно узнаваемые брандмауэры петербургских доходных домов, залитые неестественным зеленым светом фонарей. Благодаря этому свету над Петербургом в темное время суток поднимается зловещее пурпурное зарево. Художник намеренно сторонился богатой литературной традиции изображения города, но желтые стены глухих дворов и переулков по-прежнему наполнены затхлыми образами «физиологии Петербурга» с ее «бедными людьми» и призраками мелких чиновников. Скинув с себя гоголевскую шинель, и, обороняясь от нечисти, живописец при ярком электрическом свете преследует эффекты городского освещения после захода солнца. В его пейзажах не столь важен натурализм или сентиментальная топография - здесь 5-ю линию Васильевского острова можно легко перепутать с 25-й. Зато перед нами возникает универсальный городской пейзаж - время года и время суток не определить. Нет в нем и явных примет дня сегодняшнего - машины скрыты под наслоениями снега, и даже граффити на стенах выглядят как закопченные фрески.

Любуясь разнообразием световых эффектов и натурализмом цветов, легко упустить из виду структуру картин. Здесь нет персонажей и нет иного действия, кроме диалога света и тьмы, что можно смело рассматривать как конфликт космического масштаба. Однако электрический свет в работах Чирятьева - свидетельство незримого присутствия человека. Особенно драматично выглядят в некоторых работах одинокие цветные пятна окон, окруженные мглой или внеземным свечением снега.

Выставка «Убежище» стала своего рода духовным подвигом молодого живописца. Он укротил в стенах своей мастерской ядовитый свет уличных фонарей, заставивший мглу отступить, оставляя перед нами разметку пешеходного перехода, ступени или теплый свет лампочки, горящей на чьей-то кухне.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.