Выставка «Ленинградский Андеграунд»

5 февраля - 12 апреля - Выставка «Ленинградский Андеграунд» в Новом музее.

Новый Музей (6-я линия Васильевского острова, 29)
событие уже прошло

4 февраля, 18-00 в Новом музее открывается выставка «Ленинградский андеграунд», посвященная 40-летию первых выставок неофициального искусства, прошедших в ДК им. И.И. Газа (1974) и ДК «Невский» (1975). Выставка организована Новым музеем совместно с куратором проекта «Авангард на Неве» Исааком Кушниром. В рамках экспозиции — работы, созданные в 1970-е годы представителями ленинградского андеграунда и участниками выставок в ДК им. И.И. Газа и ДК «Невский», ставших символами ленинградского нонконформизма. Зрители увидят 200 работ 97 художников из 50-ти музейных и частных коллекций.

Выставка в Новом музее — возможность сегодня увидеть неофициальное искусство того времени во всем его многообразии, познакомиться с различными школами и направлениями, развивавшимися в тот период. В рамках экспозиции будут представлены работы художников, чьи имена стали знаковыми для отечественной культуры: Владлена Гаврильчика, Владимира Овчинникова, Глеба Богомолова, Геннадия Устюгова, Геннадия Зубкова, Александра Арефьева, Владимира Шагина, Анатолия Белкина. Зритель увидит картины — символы эпохи 70-х годов. Многие из них вошли в «золотой фонд» ленинградского андеграунда. Специально к выставке в рамках проекта «Авангард на Неве» совместно с Новым музеем выпущен альбом-каталог.

Выставки, прошедшие в 1974 году в Москве и Ленинграде, задолго до краха социализма обозначили начало разрушения могущественной системы соцреализма в искусстве советского периода: «Бульдозерная» в Москве и выставка в ДК Газа в Ленинграде. Оба этих события всколыхнули культурную общественность СССР.
Четырехдневная экспозиция работ полусотни молодых художников в Ленинграде в условиях полнейшей информационной блокады вызвала огромный зрительский интерес — очередь к выставочному залу в ДК Газа была длиннее, чем к Мавзолею Ленина.

Выставка в ДК «Невский», на которой было представлено еще больше работ, в следующем году закрепила успех предыдущей и определила развитие ленинградского (а также, российского) искусства до конца ХХ века.

Выставка в Новом музее — дань уважения и восхищения перед мужеством художников, которые осмелились в далекие теперь 1970-е годы, рискуя своей личной свободой, заявить о праве каждой творческой личности на самовыражение. Человеку, не жившему в Советском Союзе, трудно понять всю значимость явления «газаневщины». Оно стало глотком свежего воздуха и надеждой и для художника и зрителей, испытывавших информационный голод, стимулом для консолидации инакомыслящих. Многообразие и космополитизм художественной жизни города реализовались через поиски духовной связи не только с западным искусством, но и с традициями русского искусства серебряного века и отечественного авангарда.

По-разному сложилась судьба художников, участников газаневских выставок. С 1975 по 1979 годы из страны вынуждены были эмигрировать около 30 художников. Невосполнимой потерей для движения был отъезд таких активных его деятелей, как Ю. Жарких, А. Басин, А. Арефьев, А. Леонов, А. Рапопорт, В. Некрасов, Е. Абезгауз, Я. Виньковецкий, Ю. Галецкий, Е. Горюнов, В. Клеверов, О. Лягачев, А. Окунь, И. Захаров-Росс, И. Тюльпанов. За минувшие десятилетия немало групп, объединений и имен растворились во времени — бесследно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Скоро в Петербурге


Джаз трио Веры Смысловой

21 января21 декабря
Санкт-Петербург, улица Звенигородская, дом 12/17, Ресторан «Порт Артур»