Выставка «Гордону – 100»

С 7 сентября по 7 октября в музее Печати пройдет выставка «Гордону – 100».

Музей печати (Набережная реки Мойки, дом 32 )
событие уже прошло

Имя и творчество Михаила Абрамовича Гордона (1918 – 2003) сегодня известно только знатокам и любителям советского искусства. Михаил Гордон достаточно поздно получил признание своих заслуг от государства – лишь в 1980 году ему было присвоено звание заслуженного художника СССР. Его творческая деятельность до сих пор остается неизученной: ни монографий, ни статей, ни очерков.

Несправедливость такого положения дел становится очевидна, если обратить внимательный взгляд на творчество художника. Михаил Гордон представляет собой очень интересный творческий феномен – талантливый многогранный художник, чьим призванием было создание эффектных декоративных и графических листов. Он работал сразу в нескольких областях искусств, создавая театральные декорации, афиши к спектаклям, политические плакаты и праздничные «передовицы» газет.

Первые художественные проекты, в которых М. Гордон участвовал как декоратор-оформитель, относятся к концу 1930-х. Он принимал участие в создании праздничного оформления Ленинграда, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве (1939) и советского павильона Всемирной выставки в Париже (1937).

В годы Великой Отечественной войны Михаил Гордон начал работать как плакатист рядом с замечательными художниками Ленинградской школы.

Свой первый плакат художник создал в 1941 году – «Смерть гитлеровским кровавым собакам, стремящимся поработить и ограбить народы Советского Союза!» к 24-й годовщине Октябрьской революции, и с этого времени этот жанр становится неотъемлемой частью творчества художника. Пожалуй, самый известный и широко тиражируемый плакат Гордона 1940-х – «Врага с пути сметающий ...» (1943). Мужественный, суровый и решительный герой-солдат изображен крупным планом в энергичном, стремительном движении. Плакат получился эффектным (броским) и демонстрировал настроение времени – веру в победу.

Плакатам конца 1940-х свойственны пафос утверждения победы, торжественность и декоративность, они славят армию и народ. На плакатах изображаются стяги и ордена, улыбки, цветы и красные ленточки. Этот пафос, безусловно, присутствует и в работах М. Гордона. Для его плакатов характерна уравновешенность, яркая, но достаточно строгая декоративность, красочная насыщенность и четкость линии в рисунке.

30 апреля 1944 года открылась выставка «Героическая оборона Ленинграда», на которой демонстрировались части самолетов, танков и орудий немецких войск, карты и схемы почти выигранной войны. Перед зданием на Соляном переулке было установлено громадное орудие, из которого немцы производили обстрел города – это был самый знаменитый экспонат выставки. Экспозиция стала основой Государственного музея обороны Ленинграда. К этой известной выставке М. Гордон создал афишу. Автор нашел место всем традиционным для советского времени символам (красная звезда, знамя, силуэт Петропавловской крепости), выделив главное несколькими шрифтами. Он сумел соединить лаконичность и красочность, монументальность и декоративность, силу и привлекательность.

Расцвет творчества Михаила Гордона пришелся на 1960-80-е. Темы его произведений были посвящены большим событиям в жизни советского общества: годовщинам Великой Октябрьской социалистической революции и съездам КПСС, первомайским праздникам и достижениям страны в космосе.

М. Гордон одним из первых включил знаменитый символ СССР – серп и молот в шрифт плаката. Художник довольно часто использовал этот прием и каждый раз по-новому, превращая символ то в заглавные буквы, или вензель, то просто в геометрическую схему. Смелая игровая трактовка графического символа выражает талант художника.

М. Гордон сотрудничал с Лениздатом, издательством «Искусство», занимался оформлением спектаклей в Кировском (ныне опять Мариинском) театре и театре им. Ленсовета, в Ленинградском государственном академическом Малом театре оперы и балета. Среди театральных афиш мастера часто встречаются работы к спектаклям по В. Маяковскому и к выступлениям А. Райкина – игровые и радостные. В этих афишах ощутимо проникновение в суть и стиль столь разных творческих индивидуальностей.

Наибольшую известность М.А. Гордон приобрел благодаря своим графическим композициям для первых полос советских газет. Его рисунки задавали тон всей газетной полосе. Например, выпуск «Правды» от 13 апреля 1961 года с обращением Н.С. Хрущева к советским людям по случаю первого полета в космос Юрия Гагарина. А одна из последних его работ в этом жанре – Новогоднее обращение М.С. Горбачева («Известия», 1986).

В совокупности произведения Михаила Гордона дают представление о развитии тем, стилистики и проблем в искусстве плаката во второй половины ХХ века. Его жизнь и творчество являются примером жизни многих одаренных, талантливых художников того времени. Сложное и неоднозначное время вдохновляло художника и определяло тематику работ, а творческие интересы привели к разнообразию в сфере деятельности художника.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Скоро в Петербурге


Джаз трио Веры Смысловой

21 января21 декабря
Санкт-Петербург, улица Звенигородская, дом 12/17, Ресторан «Порт Артур»